Шаблоны Joomla 3 тут

"СИМПТОМ ? СИНДРОМ ? ДИАГНОЗ ?" Нейропсихолог Картункова Виолетта Викторовна.

В последнее время коллеги упорно спрашивают в личке - Виолетта Викторовна, а как более точно дифференцировать симптом, синдром и диагноз, чтобы определить истинную причину проблемы у ребенка ? Нет, мы уже не хотим писать "онр, зрр, зпрр и алалия", потому что это попса, просто описание - не говорит, не развит по возрасту, мы хотим настоящей клинической работы - посмотреть с прищуром, провести анализ симптомов и синдрома (-ов), и - в десятку, дорогой родитель, ваш ребенок не говорит и это (зрр, онр), в рамках аутистического синдрома, а диагноз - шизотипическое расстройство, вот как !

Отлично, дорогие мои.
А теперь давайте смотреть вглубь - в "результат". Шизотипическое расстройство это реабилитирующий диагноз шизофрении, когда все идет в концепции dementia praecox, но дефекта, явного психоза мы пока не наблюдаем. Ключевое слово - пока. Психиатры все же предпочитают пользоваться "синдромом" вместо аббревиатуры "шизо", поскольку устойчивый дефект формирует устойчивую патологию - синдром, например синдром раннего детского аутизма и т.д.

Чтобы диагностировать шизофрению - раннюю деменцию в расшифровке аббревиатуры dementia praecox - необходимо, чтобы было сформировано то, что собственно распадается. Чтобы личность деградировала, сначала ее нужно создать - взрастить, воспитать, сформировать эту личность.

У детей, при раннем начале психоза, личность не формируется - ребенок не говорит, не понимает речь, аффективная сфера абсолютно расторможена (кривляется, кричит и т.д.), поэтому обозначать это как процесс распада не совсем корректно - потому что распадаться, собственно, нечему - еще ничего не сформировано в плане сознания - речи, эмоций и т.д.

Поэтому детям с клинической картиной тяжелых нарушений развития психиатры ставят синдром РДА (раннего детского аутизма), а детям, у которых развитие было, личность кое как начала формироваться - ребенок говорит, и т.д., - шизофрению.

Шизофрения это более легкий диагноз, чем ранний детский аутизм - синдром.

Поэтому сказать что у вашего ребенка синдром рас, а диагноз - шизотипическое расстройство - это противоречить самому себе. Буквально вы заявляете что ребенок тяжелый - так как имеет синдром, но в тоже время и легкий, развитый, так как есть чему деградировать.

Употреблять подобное по отношению к детям, которые имеют базу высших психологических функций (речь, эмоции и т.д.) БЕЗ ДИАГНОЗА ОТ ВРАЧА ПСИХИАТРА - неправильно. Если врач психиатр пишет "зпрр", а вы говорите родителям что видите "спектр рас" и "шизотипическое", как описание непродуктивного контакта или других особенностей поведения, то вы грубо и неграмотно СТИГМАТИЗИРУЕТЕ РЕБЕНКА.

Только врач психиатр решает - синдром ли это, шизотипическое или зпрр (органика или реабилитирующий диагноз).

Далее - еще про dementia praecox. Так как разные состояния обозначаются на латыни, многие диагнозы это тоже просто описание - по типу того же онр или зрр. Психиатры прошлого видели, как происходит психоз, что человек становится неадекватным, неуправляемым, и каждый называл это кто во что горазд - от одержимости до "плохой крови", например в "Медицинском каноне" Авиценна описывает состояние, которое он именует «джунун муфрит» («тяжёлое безумие»). Эмиль Крепелин, немецкий психиатр, первый выдвинул название, которое устроило его коллег, и было принято как диагноз - dementia praecox - раннее слабоумие.

То есть, буквально - а давайте этих неадекватных людей, которые придумывают чушь - бредят, аффективны - кричат, дерутся или недоступны контакту будем называть слабоумными, причем - раннее слабоумными.

Теперь вернемся к детям. Когда вы с умным видом заявляете родителям про шизотипическое расстройство, вы говорите следующее : у вашего ребенка общее недоразвитие речи, задержка психического развития - и это симптомы, а еще у него недостаточный контакт - похоже что синдром аутизма (который, повторюсь должен ставить психиатр), а причина - диагноз - шизотипическое расстройство !

То есть - ваш ребенок плохо говорит, недостаточно развит, не контактен и ваш диагноз - слабоумие ! Точнее, вы на подходе к слабоумию, пока только слабоумно_типическое расстройство.

Классно, да ? Зато модно.

А потом вы удивляетесь, почему врачи психиатры плюются от подобных заключений коллег педагогов.

Далее - про лечение.

Лечение "раннего слабоумия" в прошлом это электричество - электрошоковая терапия, инсулинокоматозная терапия (человека вводят в кому с помощью инсулина, в ходе которой отмирают клетки его головного мозга, и на выходе он уже не может продуцировать свой бред, поскольку нет ресурса для этого - нервных клеток, сидит и улыбается, как легкий олигофрен, с органическим поражением головного мозга). И это практиковали в том числе и на детях, например в России в институте психиатрии до 2010 года. То есть, если бы на дворе шел сейчас 2005 год, скажем, то вашему ребенку с синдромом рас предложили бы и провели эту "терапию".

Теперь все гораздо гуманнее - аффект можно подавить нейролептиками, а педагогически большинство склоняется к аба - поведенческому тренингу - и дефектологии, то есть пед коррекции.

Медикаментозная терапия - нейролептики связана с теорией избытка дофамина, который и купируют с помощью препаратов.

Теперь к причинам.

Мнения делятся на два - первое это биология (что это генетически детерминировано), плюс разбор на молекулы родителями активистами (это все из-за вирусов, ферментов и т.д.), второй подход это психоаналитический, который говорит нам о тяжелейшей травме раннего детства, которая и повлекла за собой распад еще не сформированной психики, психологическую смерть.

Психоаналитический подход подтверждается исследованиями детей сирот, попавших в детдом новорожденными, и содержавшихся в психологической депривации (отсутствия контакта со взрослыми), у которых наблюдаются все признаки психического регресса - они раскачиваются, разнообразные стимы с вокализациями, и т.д. - полная клиническая картина, и заподозрить что прямо все дети поголовно были генетически особыми, мы не можем, это статистически абсурд.

Агрессивно настроенная мать (например в исследованиях Рене Шпица) способна не просто убить психически ребенка, но и дать ему явную психосоматику - например, псориаз и т.д. Типаж и уровень агрессии матери четко совпадает с клиническими проявлениями у ребенка. Потому наблюдая мать и новорожденного, можно с точностью заявить что этот ребенок сойдет с ума, а этот будет страдать кожными и др. заболеваниями.

Страшно ? Неужели психология так влияет на биологию ?

Скажу свое мнение - я вижу совокупность факторов. Все таки генотип (поскольку у одного из родителей всегда наблюдается психическая особенность, и чаще всего это не тот родитель, который упорно пытается "взять вину на себя", находя у себя соответствующие черты - якобы он тоже сдвг и аутист, и все же вот, социализирован, работает, - а тот, который не задается подобной эмпатией) и плюс влияние матери.

Агрессивная - разрушающая мать - это даже не та мать, которая бьет ребенка, или громко кричит на него, это прежде всего та, кто грубо обходится с новорожденным. Насильно сует ему свою грудь, тяжко вздыхая, некомфортно держит на руках. Мать, которую злит этот процесс, которая недовольна этим. Мать, которая выбрала послеродовую депрессию, и жалеет себя, не испытывая привязанности к ребенку.

Да, именно выбрала.

Вы можете сколько угодно оправдывать это, говоря о том что "депрессия это серьезное состояние, и тут виноваты те, кто не дал маме нужного внимания, поддержки и т.д.", "конечно, вам легко рассуждать, вы же не были в моей ситуации", но я вам скажу - депрессия это детское состояние, это обида на неоправданные ожидания, на то, что от тебя что-то требуется, и когда ты становишься матерью - инстинкт либо включается, либо нет. Либо ты становишься самкой, которая чутко отзывается на своего детеныша, превозмогая любые свои неприятности, либо ты остаешься недовольной девочкой, которая так неохотно имитирует роль матери. Понимая, что в норме мать должна кормить ребенка, она грубо и раздраженно пытается сделать это, не потому что заботится о здоровье, жизни ребенка, а потому что не хочет порицания со стороны.

И так же в ходе развития - понимая, что ребенку необходима специальная коррекция, усиленная педагогика, некоторые мамы начинают активно тренировать ребенка - карточки, буквы, цифры. В итоге речь у ребенка начинается, но очень специфическая, "натренированная, заученная эхолалия" потому что психические особенности никуда не делись. И да, можно отметить тотальный дефицит со стороны матери в тактильных ласках - объятиях, поцелуях, той эмоциональной составляющей здорового развития психики, которая и описана в клинических учебниках, которая и является организатором психики.

А теперь давайте скажем - какую причину лично выбираете вы, коллега, когда употребляете формулировку "раннее слабоумие"? Патологическую генетику или патологическую мать ? И как вы собираетесь влиять - лечить, применять абу, нейролептики, или психотерапию для матери, которая минимум два десятка лет жила в таком режиме - со своими "особенностями" психики до рождения ребенка, и которую этот самый ребенок не сподвиг на малейшую критику в отношении себя - а стало быть, желание изменений - своего поведения, и вы ожидаете что психотерапевт излечит это в короткий промежуток времени ? В короткий - потому что, как правило, такие дети приходят от 3 лет, распад формируется до 10 месяцев, далее - регресс по накатанной нейронной дофаминовой тропе, и пока мать будет "осознавать" - даже за два года ребенку станет 5 и патология будет тотально необратима, впрочем во всех вариантах это тупик - поскольку момент формирования психики упущен. И уже неважно, будет ли мать психотерапировать свою "депрессию", ребенок не сможет вернуть время вспять и оживить свою психику.

Это все - психотерапия матери - повлияет только на последующее развитие в общих чертах - мало-мальски научить ребенка социализации и т.д., но к сожалению, он до конца жизни останется ментальным инвалидом, который симптоматически будет находиться на нейролептиках (при наличии аффекта).

И оттого, что вы, коллеги, напишите ему в своем заключении - онр, зрр, аутистический спектр - никак не повлияет на его состояние глобально. Поскольку причину вылечить невозможно.

А вот стигматизировать ребенка органика, написав "раннее слабоумие" - "шизотипическое расстройство" без диагноза врача психиатра, или беря на себя его функцию при выставленном врачом "зпрр" - легко.

Поэтому пишите лучше по факту - онр, какая степень, зпрр и т.д., свои педагогические аббревиатуры. Потому что как ни крути, и психотик, и органик к вам придут за речью и развитием - и даже понимая причину, мы сможем дать лишь то, что возможно - например, запустить речь, которую ребенок будет использовать в соответствии со своим ресурсом. И ваше "онр" будет актуально как отражение состояния речевого процесса.

Надеюсь, подробно объяснила.

Ниже видео - исследования Рене Шпица в формировании ранней психотической структуры у новорожденного.

Инфо из https://vk.com/wall-173176099_275